Непростое рече-двигательное нарушение, обозначенное в прежней версии МКБ 10 F.80.1, и МКБ 11 6А01.20. Информации о МА в сети много. Поэтому изложу кратко и доступным языком. Исходя из самого важного в структуре дефекта и наработанного за многие годы практики. Что это? Как проявляет себя? Кто и каким образом поможет ребенку заговорить? Чем может быть осложнена МА? Какой прогноз развития у ребенка с МА?
❓️Что это? МА – неумение ребёнком воспроизводить речь при достаточно сохранном понимании обращенной речи. Когнитивное развитие при этом также часто отстаёт от нормы. Хотя степень выраженности может быть не высокой.
❓️Как проявляет себя МА? Довольно упрощённая речь, часто очень эмоционально окрашена, либо полная её замена на жесты. Что-то вроде Эллочки из к/ф “Бриллиантовая рука”.
❓️Кто и когда диагностирует? Невролог, нейропсихолог, логопед. В раннем возрасте, как правило, говорим о ЗРР и/или ЗПРР. Диагноз МА начинает звучать после исполнения ребёнком трех лет. Помимо речевого нарушения МА проявляет себя двигательной расторможенностью (“разбалансированный ребенок”), нарушением внимания, повышенной эмоциональной лабильностью. В раннем возрасте ребёнок не осознает своего дефекта. Но постепенно, если не предпринимать меры по запуску речи, может формироваться речевой негативизм…
❗️Последствия МА – нарушение грамматики речи (окончания рода, числа, предложно-падежных конструкций), нарушение программирования выссказывания (затруднение в поиске и последовательном построении фразы), фонетико-фонематические нарушения.
❓️К кому следует обратиться в первую очередь? Невролог и нейропсихолог. Далее действовать по определённому специалистом и врачом маршруту. Длительный, кропотливый труд родителя-педагога-ребенка.
❗️Прогноз дальнейшего развития ребенка зависит от многих факторов. Но часто все налаживается🙌 Пластичность детского мозга – великая вещь!!!
И да. Важно не ждать 5 и более лет. Чем своевременнее будет диагностировано нарушение и предпринят верный коррекционный маршрут – тем больше уверенности в благополучии ребенка💫