Нейропсихолог: для кого, когда и как?

Уже не диковинная специальность, но еще много возникает споров и вопросов вокруг нейропсихологии и теми, кто ею занимается. Что за наука и чем занимаются нейропсихологи – об этом и пойдет речь.

Нейропсихология – относительно (!) молодая наука, отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы организации высших психических функций (ВПФ), особенности эмоционально-волевой сферы в норме и патологии. Нейропсихология – наиболее объективное и доказательное направление в области наук о внутреннем мире человека. Нейропсихолог – специалист, имеющий квалификацию клинического медицинского психолога и реализующий знания и опыт в целях выявления потенциальных возможностей работы головного мозга и требующих коррекции механизмов, чтобы привести их соотношение к относительному балансу. Простыми словами, нейропсихолог – это тот специалист, который даст научно обоснованный, достоверный ответ на вопрос где происходит сбой в обработке поступающей информации и что можно сделать и как, чтобы это исправить К примеру, чтобы ребенок начал говорить, стал более усидчивым, внимательным, понимал что ему говорят и как себя следует вести. Но нейропсихолог – не только детский специалист, но и взрослый – например, в случае распада ВПФ (в том числе и речи) вследствие инсульта. Исходя из вышесказанного нейропсихология бывает разной – клиническая нейропсихология (изучает глубинные поражения головного мозга), диагностическая (занимается оценкой психических функций до и после лечения), реабилитационная (направлена на возобновление работы психических функций мозга после его повреждений) и даже экологическая (изучает взаимосвязь проблем окружающей среды и поражений мозга).

Кто обращается за помощью к нейропсихологу? Чаще всего это:

  • родители, когда понимают, что развитие их ребенка не соответствует возрастным общепринятым характеристикам/нормам. Как правило, родителей чаще всего беспокоят задержки в развитии речи, когнитивных (ментальных) навыков, отставание в созревании эмоционально-волевой сферы, а также родители особенных детей – детей с синдромами и диагнозами (синдром Дауна, ДЦП, РДА, РАС, аутизм и т.д.)
  • дети, чьи родители получили травму головного мозга вследствие заболевания или несчастного случая. Так, в случае инсульта обращаются к нейропсихологу для восстановления психических функций на сколько это будет возможным.
  • дети и родители с целью получить качественную полную диагностику/письменное заключение состояния ВПФ для поступления в детский сад, школу, получения инвалидности, перевода в специализированное учреждение, при подготовке к операции и оценка состояния ВПФ после оперативного вмешательства.

Что оценивает нейропсихолог во время нейропсихологической диагностики? 

  • навыки взаимодействия и коммуникации
  • эмоционально-волевую сферу (особенности поведения)
  • психомоторное развитие
  • психо-речевое развитие
  • зрительно-моторное и слуховое восприятие
  • координацию
  • графо-моторные навыки
  • пространственное восприятие
  • качественная оценка работы систем восприятия (уровень сенсорной интеграции)

Каким образом проходят нейропсихологические (нейрокоррекционные) занятия? Способы, методы и методики подбираются индивидуально, исходя из результатов диагностики, возраста ребенка, его возможностей, уровня его психо-моторного и психо-речевого развития, а также его интересов. Наиболее часто применяемые методы – сенсорная интеграция, МЗО (метод замещающего онтогенеза), DirFloortime, ДЭКО и т.д.

В каком возрасте необходима консультация нейропсихолога? Нет такого возраста, в котором верно было бы сказать: «Еще рано». Все зависит от необходимости и от желания родителей. Однако. Есть сензитивные периоды развития – периоды, в которые те или иные психические функции особенно чувствительны к развитию, особенно быстро развиваются те или иные навыки. Так, например, если сензитивный период для овладения навыком ходьбы пройден, но ребенок этим навыком так и не овладел – к 1 году ребенок должен сделать свои первые шаги, наверстать его будет куда сложнее, чем сформировать в то время, когда голова и тело были к этому особенно готовы. Таким образом, есть опасность опоздать с возможностью своевременно помочь ребенку в гармоничном развитии. Какой можно сделать вывод? Быть внимательным родителем и не откладывать прием специалиста «на потом», если появилось подозрение, что что-то идет не так уже сейчас.

Поделиться
Поделиться