Уже не диковинная специальность, но еще много возникает споров и вопросов вокруг нейропсихологии и теми, кто ею занимается. Что за наука и чем занимаются нейропсихологи – об этом и пойдет речь.
Нейропсихология – относительно (!) молодая наука, отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы организации высших психических функций (ВПФ), особенности эмоционально-волевой сферы в норме и патологии. Нейропсихология – наиболее объективное и доказательное направление в области наук о внутреннем мире человека. Нейропсихолог – специалист, имеющий квалификацию клинического медицинского психолога и реализующий знания и опыт в целях выявления потенциальных возможностей работы головного мозга и требующих коррекции механизмов, чтобы привести их соотношение к относительному балансу. Простыми словами, нейропсихолог – это тот специалист, который даст научно обоснованный, достоверный ответ на вопрос где происходит сбой в обработке поступающей информации и что можно сделать и как, чтобы это исправить К примеру, чтобы ребенок начал говорить, стал более усидчивым, внимательным, понимал что ему говорят и как себя следует вести. Но нейропсихолог – не только детский специалист, но и взрослый – например, в случае распада ВПФ (в том числе и речи) вследствие инсульта. Исходя из вышесказанного нейропсихология бывает разной – клиническая нейропсихология (изучает глубинные поражения головного мозга), диагностическая (занимается оценкой психических функций до и после лечения), реабилитационная (направлена на возобновление работы психических функций мозга после его повреждений) и даже экологическая (изучает взаимосвязь проблем окружающей среды и поражений мозга).
Кто обращается за помощью к нейропсихологу? Чаще всего это:
Что оценивает нейропсихолог во время нейропсихологической диагностики?
Каким образом проходят нейропсихологические (нейрокоррекционные) занятия? Способы, методы и методики подбираются индивидуально, исходя из результатов диагностики, возраста ребенка, его возможностей, уровня его психо-моторного и психо-речевого развития, а также его интересов. Наиболее часто применяемые методы – сенсорная интеграция, МЗО (метод замещающего онтогенеза), DirFloortime, ДЭКО и т.д.
В каком возрасте необходима консультация нейропсихолога? Нет такого возраста, в котором верно было бы сказать: «Еще рано». Все зависит от необходимости и от желания родителей. Однако. Есть сензитивные периоды развития – периоды, в которые те или иные психические функции особенно чувствительны к развитию, особенно быстро развиваются те или иные навыки. Так, например, если сензитивный период для овладения навыком ходьбы пройден, но ребенок этим навыком так и не овладел – к 1 году ребенок должен сделать свои первые шаги, наверстать его будет куда сложнее, чем сформировать в то время, когда голова и тело были к этому особенно готовы. Таким образом, есть опасность опоздать с возможностью своевременно помочь ребенку в гармоничном развитии. Какой можно сделать вывод? Быть внимательным родителем и не откладывать прием специалиста «на потом», если появилось подозрение, что что-то идет не так уже сейчас.