Глаза дают человеку большую долю информации по сравнению со всеми другими системами восприятия (проприоцепция, осязание, обоняние, слух, вкус). Что не менее важно, зрение играет ключевую роль в координации человека.
Но означает ли полная или частичная утрата/отсутствие зрения абсолютную беспомощность и регресс в развитии? Нет, разумеется.
⠀⠀
Немного теории📖. Категория детей с нарушением зрения достаточно разнообразна. В зависимости от снижения зрения, выделяют 2 группы детей: слепые дети и слабовидящие дети. Группу слепых детей можно разделить, так же на 2 подгруппы: тотально слепые дети (дети, которые не имеют светоощущения) и частично видящие дети (имеют светоощущение, форменное зрение и зрение с остротой до 0,04).
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки, призмы).
Отличие между этими двумя группами в том, какой анализатор является ведущим при ориентировке человека в окружающем мире и пространстве. У слабовидящих ведущий анализатор – зрительный, у незрячих детей – слуховой анализатор, проприоцептивный и тактильный.
Главным и неизменным остается специально организованные условия для коррекции и обучения. В противном случае недостатки зрительной ориентации качественно влияют на отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка.
🌍 Как воспринимают слабовидящие и незрячие дети мир? У детей с нарушением зрения возникают следующие особенности зрительного восприятия:
🔍 фрагментарность
🔍 нарушение глазодвигательных функций
🔍 сужение поля зрения
🔍 нарушение бинокулярного зрения
🔍 нарушение форменного стереоскопического зрения
Такие нарушения ведут к тому, что у детей специфически формируются психические процессы. А именно.
Читайте продолжение в картинках