Знакомо? Нет? – Познакомимся
Эхолалия – это такое поведение ребёнка, при котором он дословно или почти дословно повторяет то, что услышал от взрослого, от другого ребёнка, рекламы или мультфильма по TV.
Чаще всего возникает при ЗРР, РАС, сенсорном дезинтегративном расстройстве, сенсорной алалии.
Поделюсь с Вами 3-мя самыми важными аксиомами, которые, как известно, не требуют доказательств:
1. ЭХОЛАЛИЯ – НЕ ДИАГНОЗ.
2. САМОЕ ВАЖНОЕ, что вынесла я для себя из своего опыта работы и из прочитанной литературы – НЕ БОРОТЬСЯ С ЭХОЛАЛИЕЙ, А СДЕЛАТЬ ЕЕ ВАШИМ СОЮЗНИКОМ, подружиться с ней. Потому что …
3. ЭХОЛАЛИЯ – ЭТО практически ВСЕГДА СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ СО ВЗРОСЛЫМ ИЛИ СВЕРСТНИКОМ. Наша с Вами задача – распознать этот способ 🫂
Категорически неверно приравнивать наличие эхолалии к диагнозу. Например аутизм. Хотя-бы ещё и потому, что эхолалия встречается при:
✔️ синдроме Туретта
✔️ алалии
✔️ ЗПРР
✔️ глубоких нарушениях зрения
✔️ последствиях инсульта и ЧМТ (черепно-мозговой травме)
Сразу обозначу что НЕ ОТНОСЯТСЯ к эхолалии неречевые звуки, которые также навязчиво может повторять ребенок:
❗свист
❗смех
❗визг
❗различные вегетативные звуки
❗скрип зубами
❗вокальные тики
Виды эхолалии:
💬 немедленная – ребёнок тут же повторяет (полностью или частично) то, что Вы сказали
💬 отсроченная – ребёнок повторяет что-то, что услышал кого-то раньше, в прошлом (часто это бывают фразы из рекламы, мультфильмов, фильмов, песен, наиболее используемые по отношению к ребёнку слова)
💬 аутоэхолалия – когда ребёнок повторяет свои собственные высказывания
💬 митигированная – когда ребёнок, всеже, отступает от полного копирования фразы и меняет порядок слов фо фразе, интонацию, добавляет или убирает слова (то есть его “речь становится все более осмысленной, инициативной). Это самый благоприятный для дальнейшего речевого развития вид эхолалии.
💬 нефункциональная – когда ребёнок использует эхолалию со всеми, без учёта ситуации.
💬 избирательная – когда ребёнок использует эхолалию только в определённом месте, с определёнными собеседниками.