Всем мамам, папам, бабушкам, дедушкам, няням, не говоря о логопедах, известны нормы речевого развития. Однако, бытует устаревшее и пока распространенное на сегодняшний день мнение о том, что к логопеду нужно идти по исполнению ребенком возраста 5 лет. Это так, если необходима коррекция 1-2-х звуков.
В действительности, для того, чтобы ответить на вопрос, когда пора обращаться к логопеду, мы должны понимать, ДЛЯ ЧЕГО обращаться:
РЕБЁНОК:
1️⃣ понимает обращенную к нему речь, говорит, но невнятно. Может быть нарушено как произношение 1-2-х звуков, так и множественные нарушения звукопроизношения, словно «каша во рту».
2️⃣ понимает обращенную к нему речь, говорит, но мало.
3️⃣ понимает обращенную к нему речь на эмоционально-бытовом уровне, понимание привязано к контексту, совсем не говорит, но объясняется жестами и вокализмами (отдельными эмоционально окрашенными, интонированными звуками), на имя часто не откликается.
4️⃣ не понимает обращенную к нему речь, не говорит, не отзывается на имя и не пытается объясняться жестами.
5️⃣ не понимает обращенную к нему речь, не отзывается на имя, но говорит (если прислушаться, его речь состоит из выученных фраз из книг, мультфильмов, рекламы, песенок). Часто такие дети любят английскую речь, с раннего возраста интересуются цифрами и буквами.
6️⃣ не понимает обращенную к нему речь, не отзывается на имя, не говорит, но использует вокализмы, которые не привязаны ни к чему и ни к кому (к конкретной ситуации и/или человеку).
7️⃣ не понимает обращенную к нему речь, не отзывается на имя, не говорит. Вообще. Ни одного звука, не считая плача.
❗️ В каждом из этих случаев необходима качественная и всесторонняя диагностика. И в последствии – логопедическая коррекция тем методом и способом, который будет наиболее эффективен для ребенка, учитывая его особенности и возможности речевого развития.
Поэтому отвечая на вопрос «Когда пора обратиться к логопеду?», рекомендую сделать визит к логопеду столь же регулярным, насколько мы с вами контролируем физическое здоровье ребенка. И необходимо помнить о том, что вовремя выявленное нарушение поддается коррекции наиболее эффективным способом и в самые короткие сроки.