Важная часть речевого развития ребёнка как нормотипично развивающегося, так и ребёнка с аутизмом, сенсорной алалией, ЗРР различного генеза – умение понимать вопрос, отвечать на него и задавать его. ❓
Понимание и адекватное, то есть уместное относительно времени и социальной ситуации использование в речи вопросов – часто показатель уровня его психического и речевого развития.
❓ Для чего мы используем вопросы:
✔️ чтобы получить интересующую нас информацию
✔️ чтобы начать/завершить диалог
✔️ чтобы проявить вежливость.
По большому счету, понимать вопрос = понимать обращенную речь. Поэтому понимание вопроса – это, своего рода, ещё и диагностический маркер.
Идём по онтогенезу 🤓
В каком возрасте ребёнок начинает понимать/задавать вопросы (приведу средние возрастные границы в норме):
✔ до 1 года – что?, кто?
Ребёнок показывает пальцем, отвечая на вопрос взрослого. И на первых порах, пока ему недоступно произнесение вопроса – также задает его указательным жестом и звукоподражанием/вокализацией “М?”, “Эй?”, “Угу?” и т. д.)
✔ до 2,5 лет – где? куда?
Ребёнок в норме может как проговаривать сам вопрос (самостоятельно его задавать), так и вербально на него ответить.
✔ около 3-х лет – почему? как? какой? Ребёнок может и задавать, и отвечать
✔ около 4-х лет – когда? откуда? зачем?
Ребёнок может и задавать, и отвечать
✔️ около 5 лет
Группа падежных вопросов – кого/чего?, кому/чему?, кем/чем?, о ком/о чем?
Ребёнок может и задавать, и отвечать.
❗️ Поскольку без вопросов и ответов – никак, растим ребёнка здоровым и (!) создаём ситуации, в которых ему будет доступно овладеть этим важным навыком