“Вроде бы и речь есть, но непонятно что говорит, все шиворот навыворот”. Примерно так говорят мамы малышей с нарушениями слоговой структуры слова.
“Мама, ти кая тика” (мама, смотри какая киска) – такая речь малыша до определённого возраста умиляет К тому же этому есть весомый аргумент: речедвигательные, слуховые центры головного мозга, а вместе с ними речевой аппарат и фонематический слух формируются поэтапно.
Однако к трем годам ребёнок способен воспроизводить структуру слова любой степени сложности За исключением многосложных и непонятных по смыслу слов (электрощитовая, паспортистка, квартиросъемщик и т.д.) Самые частые нарушения слоговой структуры:
пропуски слогов (например, гуница – гусеница, капу – капуста, на – луна)
увеличение количества слогов (сотолы – столы, канига – книга)
перестановки слогов и звуков соседних слогов (моколо – молоко, барелина – балерина, гебемот – бегемот)
уподобление одного звука другому (ляляска – коляска, пепесин – апельсин)
(Замечали у своего малыша? ) Затревание на одном слоге (карандададаши, тететелефон, насосос). Наиболее опасно застревание на 1 слог, т.к.этот вид нарушения слоговой структуры может быстро перерасти в заикание
Преобладание ошибок по типу перестановки или добавления слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия. Ошибки по типу сокращения слогов, уподобления друг другу указывают на нарушения в артикуляционной сфере.
Любое нарушение слоговой структуры слова – верхушка айсберга. Его основанием могут быть тяжёлые нарушения речи: дизартрия, алалия, ЗРР, ОНР. А потому, каким бы ни было нарушение слоговой структуры, само по себе оно “не рассосётся”. Коррекция – процесс кропотливой работы и системных занятий.
Разобраться в причине и особенностях нарушения слоговой структуры у ребёнка, построить индивидуальный коррекционный маршрут/план поможет только квалифицированный специалист – логопед и нейропсихолог.