“Говорит так, как буд-то у него каша во рту” – слышали такую речь у детей? Давайте разберемся, что это такое
Дизартрия – это грубое нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации органов речевого аппарата (губ, языка, щёк, нёба), возникающие в результате органического поражения подкорковых отделов головного мозга и проводниковых путей. При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего и затрудняется артикуляция
С точки зрения логопедии выделяют 3 степени дизартрии: первая степень – стертая дизартрия. Самая распространённая. В речи ребёнка искажения, смешения или замены звуков. Нарушена слоговая структура. Снижена интонация речи, голос становится болезненным, как при насморке, речь монотонна. Часто сложно даётся даже звукоподражание. вторая степень – средне тяжёлая форма. Речь ребенка понятна родителям, но практически не доступна пониманию другими людьми. третья степень – тяжёлая форма. Часто речь вовсе отсутствует, либо есть на уровне “мычания”. Грубо нарушена иннервация языка (парез), что приводит к полной невозможности управлять им.
Внешне дизартрию можно услышать:
сильно искажено произношение бОльшей части звуков
ребёнок говорит “в нос” и при этом здоров
мышцы языка, губ, щёк находятся либо в постоянном тонусе, либо наоборот – излишне расслаблен (язычок как бы вываливается из ротика, часто текут слюньки)
нарушается мелодичность голоса, часто становится писклявым, ребёнок не может управлять темпом, ритмом, тембром голоса
речевой выдох очень слабый, его не хватает на всю фразу и поэтому речь ребенка “затухающая” к концу предложения. Ребёнок часто во время говорения начинает задыхаться, быстро дышать.
Процесс коррекции дизартрии – длительный, энергозатратный, кропотливый. Но нужный, так как дизартрия в школьном периоде приводит к дислексии и дисграфии Выход из дизартрии будет более благоприятным, если на ряду с логопедическими занятиями, нейрокоррекцией соблюдаются все предписания и назначения врача – невролога