Дизартрия

“Говорит так, как буд-то у него каша во рту” – слышали такую речь у детей? Давайте разберемся, что это такое🤓
Дизартрия – это грубое нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации органов речевого аппарата (губ, языка, щёк, нёба), возникающие в результате органического поражения подкорковых отделов головного мозга и проводниковых путей. При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего и затрудняется артикуляция🤨
С точки зрения логопедии выделяют 3 степени дизартрии: 🗣 первая степень – стертая дизартрия. Самая распространённая. В речи ребёнка искажения, смешения или замены звуков. Нарушена слоговая структура. Снижена интонация речи, голос становится болезненным, как при насморке, речь монотонна. Часто сложно даётся даже звукоподражание. 🗣 вторая степень – средне тяжёлая форма. Речь ребенка понятна родителям, но практически не доступна пониманию другими людьми. 🗣 третья степень – тяжёлая форма. Часто речь вовсе отсутствует, либо есть на уровне “мычания”. Грубо нарушена иннервация языка (парез), что приводит к полной невозможности управлять им.

Внешне дизартрию можно услышать:
☑ сильно искажено произношение бОльшей части звуков
☑ ребёнок говорит “в нос” и при этом здоров
☑ мышцы языка, губ, щёк находятся либо в постоянном тонусе, либо наоборот – излишне расслаблен (язычок как бы вываливается из ротика, часто текут слюньки)
☑ нарушается мелодичность голоса, часто становится писклявым, ребёнок не может управлять темпом, ритмом, тембром голоса
☑ речевой выдох очень слабый, его не хватает на всю фразу и поэтому речь ребенка “затухающая” к концу предложения. Ребёнок часто во время говорения начинает задыхаться, быстро дышать.
Процесс коррекции дизартрии – длительный, энергозатратный, кропотливый. Но нужный, так как дизартрия в школьном периоде приводит к дислексии и дисграфии☝ Выход из дизартрии будет более благоприятным, если на ряду с логопедическими занятиями, нейрокоррекцией соблюдаются все предписания и назначения врача – невролога🙂

Поделиться
Поделиться