
В последнее время все чаще обращаются за консультацией и помощью родители детей с заиканием. В связи с чем, думаю, будет не лишним написать об этом коварном нарушении. Но, чур, (все, как мы любим) с точки зрения и логопедии, и нейропсихологии
Итак
Известно, что при заикании работа органов артикуляции разобщена: дыхание сбитое, поверхностное, небольшой вдох чередуются с еще более коротким выдохом, движения губ, языка не ритмичны, тембр голоса завышен. А главное – ЗАИКАНИЕ =НАПРЯЖЕНИЕ. Напряжение во всем теле. Это
евой момент
В подавляющем большинстве случаев заикание возникает у детей в возрасте от 2х
до 6-7 лет. Хотя и у взрослых встречается не редко. Запинки бывают двух видов: клонические (многократное повторение согласного звука – например, “п-п-п-папа”, “па-па-па-папа”) и тонические (длительное напряжение, как правило, на гласном или перед гласным звуком – например, “п…папа”, “ааа…рбуз”)
Место дислокации заикания в головном мозге – правое полушарие. Его гиперактивность проявляется в повышенной эмоциональности, в преобладании образного мышления над “логическим”. Т.о. дети-левши имеют бОльшую предрасположенность к заиканию.
Мальчики, левшество и заикание. Среди мальчиков левшей и заикающихся в 3 раза больше, чем девочек. Это говорит о том, что для предрасположенности к заиканию имеет значение степень активности правого полушария. У мальчиков (и мужчин –
без обид
) оно, увы, менее треннированное от природы и, значит, более слабое, чем у девочек.
Заикание, возникшее вследствие стресса, испуга (без гибели клеток мозга), называют функциональным. Заикание, возникающие в результате органического поражения мозга, называют органическим.
Дебют заикания может быть разным. Запинки могут появиться как гром среди ясного неба, а могут входить в жизнь ребёнка постепенно – сначала ребёнок останавливается, “спотыкается”, протягивает гласные, как будто случайно. И тут, уважаемые родители, ВАЖНО
вовремя услышать своего ребёнка и обратиться за помощью.