Нейропсихологи, да и логопеды часто говорят про “схему тела”. О том, что освоение своего тела (я сейчас о той самой проприоцепции😉) должно быть первично, по отношению к освоению когнитивных и речевых навыков.
Более того, при нарушении схемы тела как раз и становятся видны нарушения и речевые, и когнитивные, и поведенческие. Да, “должно быть” – не потому, что я так сказала😁, и не потому, что много великих умов написали много убедительных книг. А потому, что именно такой путь развития является гармоничным. Не противоречащим законам развития человека (онтогенез, товарищи, онтогенез☝😉).
❓ В чем суть? К примеру, объясняем ребёнку и учим его писать графический диктант. Тот, в котором взрослый даёт направление, а ребёнок рисует по этому направлению (1 клетка вправо ➡️, 2 клетки влево ⬅️ вниз ⬇️ по диагонали ↗️ и т.д.). Помните такой? Так вот, ребёнку, не освоившему границы своего тела и саму схему тела (объёмное восприятие пространства), будет весьма проблематично ориентироваться на ограниченном пространстве – на бумаге (восприятие плоскости). А оттуда становятся все более заметны и другие, вытекающие из вышеобозначенного, трудности. В том числе, и в обучении.
Поэтому с детьми раннего возраста нужно как можно больше играть в игры телесные – “по кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам…”, “заморожу-заморожу”, “идёт коза рогатая”…
Голова – это верх 🔼, все, что ниже – низ 🔽. Можно усложнить: добавив середину, показывая разные части одноименной/разноименной рукой, показывать и называть , добавить элемент движения на определённое слово и т.д.
Итак. Пробуем и делимся своими результатами💪