Эхолалия. Так называют явление, при котором ребёнок повторяет дословно или практически дословно сочетания слов и фразы, услышанные от других детей, взрослых, в рекламе, мультфильме и т.д. При этом понимание сказанного может быть затруднено. Пересказать смысл сообщения другими словами малыш не может.
Нарушение чаще всего встречается при РАС, ЗРР, сенсорной алалии, сенсорном дезинтегративной расстройстве.
Важно!
Эхолалия – не диагноз. Явление нельзя ассоциировать с аутизмом, оно бывает и при ЗПРР, алалии, синдроме Туретта, последствиях инсульта и черепно-мозговых травм, а также при тяжёлых нарушениях зрения.
Также важно!
Эхолалию необходимо отличать от неречевых звуков. Например, от свиста, смеха, скрипа зубами, в особенности от вокальных тиков.
Нужно ли бороться с эхолалией?
Я уверена, что нет. Из своей практики сделала выводы, что эхолалия больше помогает, чем мешает. Она всегда является способом коммуникации, хоть и неидеальным. Повторяя одни и те же фразы, ребёнок может выражать свои пожелания или тревоги. задача взрослых – разгадать, что именно он хочет сообщить.
Эхолалии бывают разных видов.
немедленная, при которой ребёнок моментально повторяет то, что говорится при нём.
отсроченная, при которой ребёнок повторяет фразы, услышанные в прошлом ( например, в мультфильме или в речи, обращённой к нему).
аутоэхолалия, при которой ребёнок повторяет свои собственные высказывания.
митигированная, при которой ребёнок повторяет фразу не дословно, а меняя порядок слов, может добавить какие-то речевые элементы. Такая эхолалия уже частично осмысленна, предшествует дальнейшему развитию речи, поэтому является положительным знаком.
нефункциональная, при которой ребёнок повторяет слова без учёта ситуации и контекста.
избирательная, при которой определённые фразы и слова ребёнок использует в конкретном месте с конкретными собеседниками.