На видео, которое прикреплено к посту, наш логопед Анастасия Ивановна закрепляет звук «Рь» в слогах. Казалось бы, ничего сверхъестественного здесь не происходит. Так работает практически любой логопед. Однако, внимание обращу вот на что.
Как только ребенок понял, как проговаривать необходимый звук без зрительной/кинестетической опоры, вводим проговаривание этого звука в слогах в игре. С этого момента, собственно, и начинается автоматизация. Начиная с простых манипуляций, сопряженных с проговариванием, постепенно вовлекаем в этот процесс максимально возможные сенсорные системы. Главная задача логопеда – сделать так, чтобы ребенок смог слышать и произносить необходимый звук в совершенно любой ситуации. Без постоянного зрительного, акустического, кинестетического – осознанного когнитивного контроля.
Действие, совершаемое без осознанного контроля, может считаться автоматизированным навыком. И только в этом случае наш головной мозг и тело (органы артикуляции в данном случае) готовы к тому, чтобы произносить «р-р-р-р-р» при любых обстоятельствах, а не только в кабинете логопеда.
Например, когда мы учимся верховой езде , первые несколько тренировок для большинства из нас сущая пытка. Мы вынуждены ежесекундно обрабатывать тонну информации от наших органов восприятия (всех сенсорных систем):
• насколько мы держим равновесие в седле
• как движется лошадь
• с какой скоростью
• насколько высоко мы находимся в седле относительно земли
• как расположены наши руки, ноги, корпус тела
• насколько верно мы все выполняем (одновременно мы должны слышать и слушать нашего инструктора и смотреть, в конце концов, куда скачет лошадь, верхом на которой мы сидим).
Продолжение