Для нас, взрослых, умение говорить – вполне естественно. Что тут сложного? Это ведь всего лишь слово🙄🤷♀️
Но не все так просто☝️
В процессе говорения участвуют:
⚙️ всё тело, все мышцы (или, как говорят специалисты, проприоцепция). Обратите внимание, когда мы говорим, разговариваем, читаем или пишем, мы задействуем всё тело. Отдавая себе отчет, к кому мы обращаемся, контролируя собственные движения, мимику, взгляд и жесты, отслеживая глазами строчку, регулируя нажим грифеля. Часто неговорящие детки “говорят” именно телом с помощью поз, жестов и мимики😉 Это всё – есть ДВИЖЕНИЕ!
⚙️ все органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и ➕ информация о состоянии нашего организма. Этот механизм заложен нам природой для выживания. Поэтому, когда во время разговора мы вдруг слышим резкий или незнакомый звук, чувствуем запах, яркий свет, это, несомненно, притормозит нашу речь до тех пор, пока организм не соотнесет эту информацию с уже имеющимся опытом или пока не убедится, что всё👌, я в безопасности. Таким образом, если органы чувств работают разобща, полноценной речь быть не может 🤷♀️ Таким образом, это тоже ДВИЖЕНИЕ!
⚙️ весь артикуляционный аппарат. А именно: легкие, диафрагма, голосовые связки, мягкое нёбо, нос (например звук [м] мы произносим не открывая рта), язык (о нем отдельный разговор 🙈), губы, нижняя челюсть. Здесь важно всё – органическая сохранность органов артикуляции, подвижность (тонус), кинестетика (способность чувствовать положение языка, например). И это тоже – ДВИЖЕНИЕ!
⚙️ а также важна мотивация, цель, воля, эмоциональное состояние и, конечно, самоконтроль
Всем этим сложным механизмом управляют два генерала – спинной и головой
Именно поэтому когда встает вопрос: почему ребёнок/взрослый ТАК говорит, необходимо посмотреть КАК он действует 🙂