Вряд ли мы, взрослые обращали на это внимание, но способность говорить на выдохе, хоть и заложена нам природой, но, к сожалению, дается и удается не всем деткам, а, тем более, деткам с речевыми, челюстно-лицевыми нарушениями.
Обратите внимание как дышит Ваш ребенок? Как делает вдох и выдох? Какой у него прикус? Есть ли в речи гнусавый оттенок, охриплость в голосе при внешнем соматическом здоровье?
Можно ли сказать о Вашем ребенке «часто болеющий»? Замечали ли Вы за ребенком медлительность, «подвисание»? Замечали ли приоткрытый ротик и повышенное слюноотделение?
Да, все вышеперечисленное прямо или косвенно либо является причиной, либо следствием. Да, корректировать нарушения придется не только совместно с логопедом, но и обязательно подключив помощь невролога, остеопата и, безусловно, ортодонта. Так или иначе, над дыханием можно и нужно трудиться. Благо, что упражнения, которые мы предлагаем, не потребуют от Вас специальной подготовки и понравятся любому ребенку 😊
Речевой выдох – это умение дифференцировать вдох и выдох через носик и через ротик. Для начала убедитесь, что ребенок здоров и его нос в полном порядке. Сначала отрабатываем по отдельности вдох и выдох через рот, затем вдох и выдох через нос. И лишь затем чередуем: вдох через нос, выдох – через рот.
Вариант игры для дыхания через нос:
🔸 Берем кусочек салфетки, подносим к носику, делаем вдох настолько сильно, чтобы салфетка «прилипла» к носику. Можно досчитать до пяти, а затем также сильно выдохнуть через носик и посмотреть, чья салфетка улетела дальше😊
🔸 «угадайка» с запахами – выбираем самые любимые для ребенка и яркие ароматы (🍫, 🍊, мамины\папины духи и т.д.). Закрываем или завязываем глаза, подносим к носику один из предметов и просим угадать что это?
🔸 Похожее упражнение: нюхаем аромат🌸🌼🌺, прислушиваемся, чем пахнет на улице, дома, в магазине (так мы еще и сенсорную сферу тренируем)
🔸 Сдуваем носиком с ладошки пушинки, конфетти
Продолжение – в галерее